Ужель та самая Матильда? Реальная судьба легендарной балерины

В электронных и традиционных средствах массовой информации продолжается обсуждение фильма «Матильда», посвященного одному из неоднозначных эпизодов российской истории. Сюжет картины строится на обстоятельствах романа балерины Кшесинской и цесаревича, то есть, будущего императора Николая Второго.

Оставим за скобками бурные дискуссии, поговорим о том, что историки, биографы рассказывают о реальной, не киношной судьбе этой великой женщины. Она прожила более 99 лет, совсем немного не дотянув до векового юбилея. Родилась в 1872-м, ушла из жизни в 1971-м. Между этими датами – огромная эпоха.

Что в ней «такого»?

До сих пор спорят, была ли она действительно хорошей танцовщицей. С одной стороны, первой из российских балерин научилась крутить 32 фуэте подряд. Исполнила ряд сложных и красивых партий. Но еще лучше ей удавались другие «крутежи», манипуляция мужчинами, преимущественно, знатными и богатыми. Знатоки уверяют, что в числе ее любовников было то ли пять, то ли шесть представителей царской семьи.

Кто-то смиренно дожидался очереди, с кем-то она без стеснения сожительствовала параллельно. Ее за глаза обвиняли, считая причиной гибели двух великих князей: Сергея Михайловича и Георгия Александровича. Малечка могла себе позволить танцевать вовсе без панталон, выйти на сцену подшофе, а позже – проиграть состояние в рулетку. Ее злопыхатели говорили, что в жилах Кшесинской не кровь, а бурлящее шампанское!

Роман с наследником российского престола

Отца Матильды, Феликса Кшесинского, из Польши выписал император Николай Первый. Считал его лучшим исполнителем мазурки, любимого танца царя. Мать была раньше, пока не овдовела, замужем за балетным танцовщиком. Брат Иосиф был танцовщиком и балетмейстером, сестру Юлию называли в театре «Кшесинская 1-я», тоже балерина.

Сама Маля была малорослой, с короткими ногами, но с изящной фигуркой, тонкой талией. В Императорском театральном училище она скоро стала одной из лучших учениц. На выпускном спектакле 23 марта 1890 года присутствовал император Александр III. Ему принадлежит знаменитое напутствие: «Будьте славою и украшением нашего балета!»

В тот день Матильду познакомили с цесаревичем Николаем Александровичем. В дневниках будущего императора сохранились лишь мимолетные упоминания о Малечке, а их переписка считается утраченной. Большинство подробностей исследователи черпают из мемуаров самой балерины, вот только насколько объективен этот источник, насколько правдив?

Писатель Валентин Пикуль, опираясь на воспоминания современников героев и иные документы рассказывает, что первым к ногам красотки припал великий князь Георгий Александрович. «Нет, она не ангел! И жила не как балерина: отчаянно кутила, ела и пила что душе угодно, ночи напролёт резалась в карты, огненные рысаки увозили её в ночные шантаны. Беспутство не губило её таланта, а бессонные ночи не портили внешности» — писал Пикуль.

Параллельно развивался роман и с цесаревичем Николаем, считается, что они были вместе в 1892-1894 годах. Для свиданий Кшесинской купили особняк на Английской набережной. Но Николай бешено ревновал её к родному брату. Говорят, как-то столкнул в гневе Георгия в корабельный трюм. Тот занемог, а через какое-то время умер, а ведь именно он изначально был наследником престола.

Член царской семьи и революция

Когда в апреле 1894-го состоялась помолвка цесаревича с Алисой Гессен-Дармштадтской, роман с Николаем прекратился. Зато развивались отношения, «по привычке», параллельные, с великими князьями Сергеем Михайловичем и Владимиром Александровичем, близкими родственниками будущего императора.

Первый «опекал» балерину около 20 лет, помогал финансово, участвовал в творческой судьбе и пр. В числе прочего, был вероятным отцом ее ребенка. Во всяком случае, когда у Кшесинской родился сын, она «благородно» поделила его между обоими любовниками. Имя дала от одного, назвав Вовой. А отчество сначала было записано «Сергеевич».

Потом, в 1917-м, когда столица уже бурлила революционными настроениями, и Матильде пришлось спешно уезжать с сыном на юг страны, чтобы затем эмигрировать, Сергей Михайлович остался в Петербурге. Он пытался спасти хоть часть имущества своей «подшефной». В итоге был арестован и окончил жизнь в шахте в Алапаевске.

Владимир Александрович по возрасту в отцы годился любовнице, он был младшим братом императора Александра II, то есть, дядей Николая Второго. Закончилась вся эта царственная «Санта-Барбара» чуть не анекдотом – замуж балерина в итоге вышла за Андрея Владимировича, сына своего возрастного любовника. В семействе Романовых ее едко называли «эстафетной палочкой». Вполне возможно, что молодой супруг был одновременно родным братом ее сына. Но после женитьбы (уже в эмиграции) он дал ребенку Кшесинской свое отчество. А пока они втроем эмигрировали в Константинополь, а оттуда – в Ниццу.

Французские каникулы «Мадам Семнадцать»

Весной 1920 года семейство прибыло в Кап-д’Ай, там находилась вилла балерины. А через 9 лет она открывает собственную балетную студию, но уже в Париже. Преподает, наслаждается жизнью и…играет в рулетку. Причем, постоянно ставит на одно и то же число, хотя чаще всего проигрывает, и по-крупному. За пристрастие к этому числу ее называют «Мадам Семнадцать».

В возрасте 64 лет она дала легендарное представление в лондонском Ковент-Гарден. Вышла на сцену в ностальгическом сарафане и кокошнике, украшенных серебром и жемчугами. Станцевала легко свою «Русскую». Ее вызывали на бис 18 раз! И не забываем, что это была холодная, чопорная британская публика! Так что, наверное, все же не зря она долгие годы была примой Мариинского театра, не только альковный успех у членов царской фамилии способствовал карьере. А те, кто за глаза говорили о «бесталанности» балерины, скорее всего, попросту завидовали ее успешности.

В 1960-м в Париже вышли ее воспоминания, а в России они увидели свет лишь в 1992-м. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа, там же покоятся ее муж и сын.

Источник