Безумная страсть Сальвадора Дали. Кем на самом деле была Гала для великого художника?

Кто они, «вторые половины» знаменитостей? Как они находят друг друга, почему происходит это непостижимое явление единения двух разных людей? Сегодня мы расскажем одну из самых необычных историй любви и вдохновения – историю встречи Сальвадора Дали и Елены Дьяконовой, которую весь мир знает как Гала.

Так была ли дочка?

В середине сентября станут известны итоги исследования биоматериала, взятого при эксгумации Сальвадора Дали. Гадалка и экстрасенс Пилар Абель, мать которой служила у соседей экстравагантного художника, сообщила, что является дочерью сюрреалиста. Ей об этом якобы рассказала бабушка. Мимолетные отношения художника и ее матери случились, как уверяет Пилар, в 1955-м, а она родилась годом позже.

«Так как у Дали не было наследника, все его состояние, насчитывающее сотни миллионов, осталось Испанскому государству в 1989 году, когда он умер» – размышляет вероятная наследница части огромного состояния художника.

Останки Сальвадора Дали эксгумировали по ее настоянию в июле этого года. Забальзамированное тело великого испанца хранится в гробнице, что оборудована под полом одного из залов Театра-музея художника в Фигерас. Что удивило участников исследования: его легендарные круто завинченные усы остались в идеальной форме.

Историческая встреча

Что покажет экспертиза, мы узнаем очень скоро. Но поклонников творчества художника до сих пор волнует история его отношений с супругой и Музой, россиянкой Еленой Дьяконовой, которая осталась в истории под псевдонимом Гала.

Они встретились в сентябре 1929 года в небольшом каталонском поселке Кадакес. Хозяину дома было 25 лет, он был начинающим художником и весьма странным человеком. Боялся многих вещей на свете, начиная с самых простых бытовых забот и заканчивая подписанием контрактов.

А еще панически страшился физического контакта с женщинами. Он их ценил как вдохновителей, моделей, но в плане интима, уверяют многие, был абсолютно беспомощен.

«А что такое элегантная женщина?…Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки…Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики», — рассуждал потом Дали в книге своих воспоминаний. Он жил в романтичном ожидании Прекрасной Дамы, и она ему явилась.

Непостижимо, как ей удалось распознать в этом закомплексованном, эксцентричном, болезненно странном юноше будущего гения. Худая фигура, закрученные вверх усы, дичайшие расцветки «тропических» рубашек, набриолиненные волосы, браслеты из искусственного жемчуга – не самый идеальный портрет человека, который должен, по идее, обладать художественным вкусом.

К Дали тогда приехали в гости две супружеские пары из богемного общества: художник Магрит с женой Жоржет и супруги Элюар: поэт и его русская жена. Она была в белом платье, с которым резко контрастировали черные как смоль волосы. Они были распущены и вольно развевались на ветру. А он даже вздрогнул, так эта женщина напомнила ему образ, что с детства хранил в памяти: та же фигура, те же волосы с романтического портрета на любимой авторучке.

Еще больший интерес вызвала гостья, когда Дали узнал, что она из далекой загадочной России. Сальвадор влюбился до безумия. Потом, в своей знаменитой книге «Тайная жизнь» он опишет ее как истинный художник: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».

Гала не была красавицей, зато умела притягивать мужчин особым шармом, у нее был тот самый женский магнетизм, которому невозможно противостоять. Не случайно Элюар, ее первый супруг, до последних дней жизни писал ей нежнейшие любовные письма. И был готов простить, если она все же вернется. А Дали рисовал ее без устали в разных антуражах, позах, в разном возрасте. Кстати, не случайно она выбрала именно этот псевдоним. «Гала» — значит, праздник, яркое действо.

Муза и источник творческой энергии

Бросая поэта Элюара, она оставляла на попечение его бабушки и свою дочь. Развелись они в 1934-м, но официально в брак с Дали она «благородно» вступила лишь после кончины первого мужа.

О сексуальных утехах Гала ходят легенды. Те, кто бывал в их доме, наперебой рассказывали, что Муза художника была просто ненасытна. Тех юношей, что приходили к художнику позировать для очередных картин, она буквально преследовала, добиваясь свиданий. Поговаривали, что и сам Сальвадор иногда участвовал в оргиях, но наблюдал за альковными играми супруги со стороны, и в этом находил удовлетворение, этим подпитывался, преобразуя ее сексуальную энергию в свою творческую.

Этот союз стал очень плодотворным, Гала сумела внушить художнику мысль о его гениальности. И сделала больше – нашла тех, кто тоже в него поверил, начал покупать картины для своих частных коллекций, подогревая интерес к творчеству сюрреалиста. А заодно и повышая стоимость его творений. Все заботы, организационные дела по дому она взяла на себя. Началась жизнь, полная роскоши.

«Я люблю Гала больше, чем мать, больше чем отца, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги» — уверял Дали все в т ой же автобиографической книге.

Старость и тени безумия

После 70 лет Гала начала стареть, причем, резко, обвально. Старалась удержать остатки привлекательности с помощью пластических операций и прочих медицинских средств. И снова с усиленной энергией искала юных любовников, веря, что часть своей энергетики они передадут ей.

Дали, когда его расспрашивали об отношении к «странностям» супруги, отвечал, что она вольна в своих любовных пристрастиях. Дошло до того, что по ее просьбе он купил жене средневековый замок в Пуболе. Там она предавалась любовным утехам с размахом. А супруг имел право лишь изредка навещать ее, но при обязательном условии: если она сама пришлет ему письменное приглашение.

В 1982 году она при падении сломала шейку бедра. Прожила она после этого недолго, в больнице замечали, что женщина была на грани безумия. Покинутая всеми, страдающая от невыносимой боли, постоянно пыталась прятать деньги под матрас…

Местом ее упокоения стал семейный склеп Дали в Пуболе. Туда же, неподалеку, позже положат и самого художника. С ее уходом Дали утратил интерес к жизни. Он не писал, отказывался от пищи, скандалил с медперсоналом. Семь лет после того, как не стало Гала, им постепенно и все более прочно завладевало безумие.

Будучи еще в относительно ясном рассудке, Сальвадор Дали уверял, что его любимая Гала в последние годы писала автобиографию, и достаточно долго вела дневник на русском языке. Но где сейчас хранятся эти документы, никто не знает. Это еще одна загадка уникального семейства.

Источник